Время События Люди Жанр Авторы
Родословные Глоссарий

Никритин С.

Никритин Соломон (Сергей) Борисович (1898 —1965) — российский художник, мастер живописи, представитель постфутуристического авангарда. Родился в Чернигове в семье предпринимателя. Занимался в киевском Художественном училище (1909 —1914), а затем в частной школе Л.О.Пастернака в Москве и мастерской А.Е.Яковлева в Петрограде. В 1917 вернулся в Киев, посещал школу-студию А.А.Экстер, принимал участие в оформлении города во время революционных празднеств. Служил в Красной армии, войдя вместе с нею в Одессу (1920), после чего добрался до Москвы, где продолжил образование в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). С тех пор жил в столице, за исключением 1929–1930, когда Никритин преподавал в Художественно-педагогическом училище в Рязани, и периода Великой Отечественной войны, когда он находился в действующей армии. Никритин был одним из тех авангардистов новой, послереволюционной волны, которые самобытно переосмыслили опыт футуризма, продолжив свои поиски в условиях последовательно усиливающейся цензуры. В 1922 г. Никритин возглавил группу «Метод» («Проекционисты»), сформировавшуюся из его соучеников по Вхутемасу. В декларации группы Никритин заявил: «Художник не производитель вещей потребления (шкаф, картина), а ПРОЕКЦИЙ МЕТОДА – организации материалов... Искусство есть наука об объективной системе организации материалов». Следуя этому манифесту, он представил на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924) системные знаки, а не конечные продукты творчества (т.е. чертежи, фотографии, объемные модели, рукописные теоретические выкладки), тем самым став одним из провозвестников концептуального искусства. Позднее в картине «Пролет 17, станок № 52» этот прием получил почти пародийное развитие: половина картины была отведена живописному изображению ударницы у станка, другую же занял текст об ударничестве. Никритиным также были созданы картины в духе сюрреализма и полуабстрактного экспрессионизма («Композиция», 1930 г.; «Человек и облако», 1930; «Прощание с мертвыми», 1926 г.). В послевоенные десятилетия, будучи художником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ) Никритин отошел от авангардистских концепций и создавал произведения исключительно в духе добротного традиционализма.

Произведения автора: