Время События Люди Жанр Авторы
Родословные Глоссарий

Перов В.

Перов Василий Григорьевич (1833 или 1834 — 1882) — выдающийся русский живописец и график, один из крупнейших представителей реалистического искусства, учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Учился в Арзамасской художественной школе и (с 1853 г.) — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Перов сложился как художник в конце 50-х г.г. 19-го века. Уже первые его работы — «Приезд станового на следствие» (1857 г.), «Проповедь в селе» (1861 г.), «Чаепитие в Мытищах» (1862 г.) — проникнуты критическим видением действительности. Наиболее сильным из ранних произведений художника является «Сельский крестный ход на пасхе» (1861 г.), в которой Перов нарисовал безотрадную картину убогой русской деревни 60-х г.г. 19-го века. С 1862 по 1864 г. Перов находился в заграничной командировке от Академии художеств. Работал он главным образом в Париже, а по возвращении в Россию, окончательно определился как художник-жанрист. Созданные Перовым картины проникнуты чувством глубокого сострадания к судьбам простых людей. Его полотна «Проводы покойника» (1865 г.), «Тройка» (1866 г.), «Последний кабак у заставы» (1868 г.) — обобщенные образы пореформенной России. В 70-х годах содержание творчества Перова как жанриста значительно изменилось. Оно стало разнообразнее и вместе с тем противоречивее. Социальная доминанта его работ отходит на второй план. В его картинах уже нет той острой критики окружающей действительности, которая была характерна для его работ ранее. Обличительный пафос художника сменяется стремлением поэтически передать красоту русской природы и людей, органически слитых с природой. Таковы картины: «Птицелов» (1870 г.), «Охотники на привале» (1871 г.), «Рыболов» (1871 г.), «Ботаник» (1874 г.). В поздний период своего творчества Перов отдавал предпочтение исторической живописи. Обратившись к теме народного освободительного движения, художник задумал серию из трех картин, посвященных крестьянскому восстанию под предводительством Пугачева. Из задуманной серии была написана только одна — «Суд Пугачева» (варианты 1875 г. и 1879 г.). Осуществлению дальнейших творческих планов помешала смерть художника: большие исторические полотна — «Осада Пскова» и «Михаил Тверской в татарской орде» — остались только в набросках.

Произведения автора: