Поленов Василий Дмитриевич (1844 — 1927) — выдающийся русский художник. Родился в Петербурге в семье археолога и библиографа Д.Поленова. Учился в 1863 — 1871 г.г. в петербургской Академии художеств и одновременно на юридическом факультете Петербургского университета, а также брал частные уроки рисования и живописи у П.Чистякова и И. Крамского. В 1872 — 1876 г.г. Поленов стажировался во Франции, где исполнил в салонно-академической манере картины «Право господина» и «Арест графини де Этремон». Реалистические устремления художника, укреплявшиеся под влиянием И.Репина и А.Боголюбова, полнее проявились в его тонких пленэрных пейзажах и этюдах. После возвращения на родину Поленов становится убежденным приверженцем национально-демократического искусства. Он пишет правдивые, проникнутые любовью к людям из народа портреты сказителя былин Н.Богданова (1876 г.), деревенского мальчика Вахрамея (1878 г.), картину из крестьянской жизни «Семейное горе» (1876 г.). Пименов участвовал в качестве добровольца в сербо-турецкой войне 1876 г. и как художник-корреспондент — в русско-турецкой войне 1877 — 1878 г.г., создав при этом ряд композиций, этюдов и зарисовок батального и этнографического характера. Живой интерес художника к русской старине проявился в этюдах, изображающих Теремной дворец и соборы Московского Кремля (1877 г.). С 1978 г. Поленов — член Товарищества передвижников. На передвижных выставках он представляет пейзажные работы, в которых наиболее ярко раскрылось его дарование: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад» (обе картины написаны в 1878 г.), «Заросший пруд» (1879 г.), «Осень в Абрамцеве», 1890 г.; «Золотая осень», 1893 г.
С 70-х годов Поленов много и плодотворно работал в области театрально-декорационной живописи, оформил ряд спектаклей в Абрамцеве и Москве («Два мира, 1879 г.; «Алая роза», 1883 г.; «Призраки Эллады», 1906 г., на собственную музыку). В декорациях к этим спектаклям Поленов (наряду с В. Васнецовым) создал новый стиль художественного оформления спектакля, основанный на жизненных впечатлениях и этюдах с натуры.
Входя в круг художников-передвижников, Поленов далеко не во всем разделял их взгляды. В ряде работ Поленов склонялся к отвлеченно-нравственным идеям и к использованию методов академической школы. Это сказалось в его полотнах на евангельские темы (цикл картин «Из жизни Христа»), над которыми художник работал в течение многих лет («Христос и грешница», 1887 г.; «На Тивеериадском озере», 1888 г.; «Среди учителей», 1896 г.).
В 1882 — 1895 г.г. Поленов преподавал в московском Училище живописи, ваяния и зодчества, где проявил себя чутким и умелым педагогом. У Поленова учились многие знаменитые русские художники: И. Левитан, А.Архипов, К. Коровин, С. Иванов, В. Бакшеев и др.