Васнецов Виктор Михайлович (1848 — 1926) — выдающийся русский живописец. Родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье священника. Учился в вятской духовной семинарии, в последних классах которой определилось его художественное дарование и созрело решение поступить в петербургскую Академию художеств.
В 1867 г. В. М.Васнецов переехал в Петербург и обучался в течение года в школе Общества поощрения художеств под руководством И.Н.Крамского. По завершении образования В.М.Васнецов много работал как иллюстратор, а также создавал картины бытового жанра.
В 1787 г. В. М.Васнецов переехал в Москву. Вскоре жанровые сцены исчезли из его творчества. Художник обратился к образам национальной истории, посвятив им весь свой художнический талант. Его картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г.), «Битва славян с кочевниками» (1881 г.), «Витязь на распутье» (1882 г.), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897 г.) принесли художнику всероссийскую славу.
Венчает творчество В.М. Васнецова знаменитая картина «Богатыри» (1998 г.). Она замечательна по силе выразительности и национальной значимости образов, по мудрой простоте замысла и его выполнения. Художник выразил в этой картине идею непоколебимой веры в русский народ, в его богатырские силы. Богатыри Васнецова — могучая и зоркая застава, охраняющая от врагов границы Русского государства, это сила, готовая бороться за независимость, за правду, это воплощение мужества и отваги русского народа
Особая страница творчества В.М.Васнецова — его фресковые работы. В 1885 г. он приступил к росписи Владимирского собора в Киеве. Композиция «Крещение Руси», центром которой является образ князя Владимира, — подлинный шедевр храмовой живописи. Святой равноапостольный киевский князь Владимир предстает здесь не канонически-условным образом, но реальным историческим деятелем, полным жизненных сил и созидательной энергии.
В конце 19-го века В.М.Васнецов отдал дань модному в то время мистико-символическому декадентскому направлению. Яркий пример тому — картина «Гамаюн птица вещая» (1895 г.). Однако вскоре художник вновь обратился к основной теме своего творчества — сказочно-былинному эпосу. Одна из последних значительных работ В.М.Васнецова — «Царевна лягушка» (1918 г.) — как бы возвращает почитателей его таланта к истокам творческой концепции художника, к ранним его картинам: знаменитым «Ковер-самолет» (1880 г.), «Алёнушка» (1881 г.), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г.).